Всё, что вы хотели знать про автолампы, но стеснялись спросить. Часть 1/3. Лампы накаливания.

    Лампы накаливания известны очень давно, и на сегодняшний день технологии их производства достигли своего физического предела. В автомобиле они в основном применяются в качестве сигнальных: габариты, поворотники, стопсигналы. Это именно классические лампы накаливания: воздух из колбы откачан до достаточно глубокого вакуума, чтобы присутствующий в атмосфере кислород не окислял вольфрам. Вольфрамовая спираль работает при очень высокой температуре, максимально близкой к температуре плавления. Поэтому металл с поверхности нити активно испаряется, оседая на более холодной колбе, которая покрывается изнутри блестящим серым налетом, не пропускающим свет.

    ordinary bulb

    Спираль со временем истончается и лампа перегорает. Так заканчивают свой недолгий век габаритные лампы и лампы стоп-сигналов. А учитывая, что они прослужили одинаковое количество часов и были взяты из одной партии - я настоятельно вам рекомендую при перегорании одной из сигнальных ламп менять их все разом, потому что вслед за одной перегорят и остальные с небольшим промежутком времени.

    Более продвинутой версией лампы накаливания является галогенная лампа.

    В этих лампах наоборот, создано избыточное давление смеси инертных газов с примесями галогенидов. При этом последние вступают в обратимую химическую реакцию с испаряющимися молекулами вольфрама, не давая им долететь до колбы. Эти соединения затем распадаются на поверхности раскаленной добела спирали, высвобождая металлический вольфрам. Такие меры позволяют поднять рабочую температуру спирали, увеличить яркость и продлить ресурс лампы. Однако со временем вся спираль, которая у новой лампы гладкая и блестящая покрывается металлическим ворсом от происходящих в лампе превращений.

    halogen bulb - spiral

    Спираль новой лампы

    halogen bulb - spiral

    Спираль лампы, проработавшей некоторое время (увеличение по клику на картинке)

    Дело в том, что при рабочей температуре спирали, близкой к температуре плавления происходит процесс роста кристаллической решетки металла - т.н. рекристаллизация.

    Со временем спираль становится рыхлой, молекулярные связи между отдельными кристаллами нарушаются, в таких местах возникают зоны повышенного электрического сопротивления, в то время как остальные области спирали в холодном состоянии наоборот имеют очень низкое сопротивление.

    По этой причине большинство ламп накаливания перегорают именно в момент включения: где тонко, там и рвется. В зонах повышенного сопротивления выделяется запредельное количество тепла, которое расплавляет вольфрам и лампа с эффектным хлопком и вспышкой перегорает. Кстати, устройства плавного пуска позволяют отсрочить этот момент, продлевая срок службы ламп в 3-5раз. Этот принцип мы используем в своём реле ходовых огней РХО-23 - все режимы работы ламп в этом реле реализованы с постепенным нарастанием рабочего напряжения.

    Еще одна распространённая причина выхода из строя ламп накаливания, особенно новых - загрязнения колбы.

    На поверхности нашей кожи, даже на только что вымытых руках содержатся выделения сальных желез, которые оставляют практически невидимые отпечатки пальцев (да, привет дактилоскопистам!)

    Эти отпечатки, оставленные на поверхности колбы новой лампы начинают испаряться при включении лампы, вызывая интенсивное охлаждение той части колбы, на которой они находятся, в то время как остальная колба быстро нагревается. Из-за существенной разницы температур в стекле возникают термические напряжения, которые могут разрушить колбу.

    Поэтому всегда обезжиривайте новые лампы перед их установкой, например, очистителем карбюратора - продается в любом автомагазине, стоит недорого и очень эффективно удаляет загрязнения с поверхности колбы.

    Прогресс в области ламп накаливания, к которым кстати относятся все без исключения газонаполненные лампы (галогенки) приблизился к своему физическому пределу.

    Кстати все галогенные лампы являются газонаполненными, поэтому выделение газонаполненных ламп в отдельную группу - не более чем рекламный трюк. Это именно обычные галогенки, да еще и с колбой, как правило, окрашенной в голубой или синий цвет. Цветная колба - это вообще идиотизм, потому что она представляет собой светофильтр, пропускающий определенный цвет, и отсекающий самую эффективную часть спектра лампы: желтую и красную. Т.е. светит такая лампа значительно хуже обычной, а стоит зачастую в 5-10 раз дороже! И что самое печальное - в этой помойной теме засветились все именитые бренды. А чтобы не проходить омологацию, они пишут на этих говнолампах что то вроде "не для использования на территориии Европы и США". Или "не для дорог общего пользования". Но вся реклама всё равно направлена на обычные авто для дорог общего пользования. Такое вот англосаксонское "двоемыслие" по Оруэлу и "просто бизнес, ничего личного".

    halogen bulb - spiral halogen bulb - spiral halogen bulb - spiral halogen bulb - spiral

    В итоге светят такие лампы немного «белее» обычных, но вот беда: светоотдача у них ожидаемо хуже, и в сырую погоду с ними нихрена не видно! Проведите простой эксперимент: поставьте такую лампу только в одну фару, а вторую пока не трогайте и включите ближний свет. Затем попеременно закрывайте своей тушкой свет от каждой из фар и сравнивайте пятно на дороге. Уверяю вас: сильно удивитесь!

    Венцом творения в сфере ламп накаливания являются HIR лампы.

    Эта аббревиатура расшифровывается как halogen infrared reflective. Можно сказать, это физический предел технологии производства ламп накаливания. В hir лампе применена шарообразная колба, на поверхности которой сформировано так называемое горячее зеркало - например, послойное напыление металлического серебра и окиси индия для защиты серебра от окисления. Такое покрытие отражает инфракрасный спектр назад на спираль, вызывая локальный перегрев именно поверхности спирали, при этом температура основной массы вольфрама остается как у обычной лампы. За счет этого яркость такой лампы получается как у перекальных ламп +30%, но живет она гораздо дольше. Правда и стоит столько, что проще каждые месяц менять перекальные лампы :)

    Изначально эти лампы задумывались как некий промежуточный вариант между галогенками и газоразрядными лампами. Но эта тема «не взлетела» из за их дороговизны и малораспространенности. Такие автолампы бывают всего в двух цоколях похожих на HB3 и HB4 (HIR2 и HIR1). Например, эти лампы стоят в секции дальнего света в Lexus серии IS и ES, а также в ближнем свете некоторых праворульных японских авто, выпущенных для внутреннего рынка Японии.

    halogen bulb - spiral halogen bulb - spiral

    И даже бывают лампы HIR вот такой причудливой формы, похожие на ксеноновые, но это не ксеноновые лампы!

    halogen bulb - spiral halogen bulb - spiral

    Это HIR лампы фирмы General Electric, произведённые по лицензии Toshiba.

    Лампы +30% +50% +150% и лампы повышенной мощности.

    Все плюсовые лампы - это обычные перекальные галогенки, у которых спираль тоньше и короче. Другими словами, они расчитаны не на 14В бортовой сети, а на 10-11В. Светят чуть ярче, но очень недолго! Срок их службы исчисляется неделями, а то и днями. Потом они ожидаемо перегорают. Физически реально изготовить такие лампы с прибавкой к яркости в те самые 30%. Всё остальное - реклама. Никаких +150% там в принципе быть не может. Ушлые барыги используют специальную методику подсчёта этих самых процентов, но кто помнит напёрсточников и картёжников - суть здесь та же: в дураках всегда остаётся покупатель. Да и получить действительно ощутимую прибавку в освещённости таким способом всё равно не получится. Если вам не хватает света - нужно менять оптику, а не искать чудо лампы!

    Кстати, если света обычных галогеновых фар вам не хватает - стоит замерять напряжение на клеммах аккумулятора при заведённом двигателе и сравнить показания вольтметра с напряжением на самих лампах. Если оно отличется больше чем на полвольта - можно получить заметную прибавку к яркости, пробросив дополнительные провода непосредственно к лампе. Как правило, на многих авто есть проблемы с разминусовкой, и утечка происходит именно в минусовом проводе. Иногда просто "заземлив" лампы дополнительным проводом, можно получить почти двухкратный прирост яркости ламп.

    А вот ставить лампы повышенной мощности в обычные фары ни в коем случае нельзя! В лучшем случае у вас поплавится разъём лампы, хуже, если поплавится и загорится проводка. В современных авто используются очень тонкие провода на пределе их возможностей, поэтому проблемы с проводкой вам гарантированы.

    Именно лампы накаливания дают практически линейный спектр, наиболее близкий к идеальному спектру абсолютно черного тела.

    К тому же они дёшевы и лишены эффекта мерцания, в их конструкции нет вредных веществ. Поэтому во многих областях, критичных к цветопередаче (например, хирургии), эти лампы прочно занимают свою нишу, несмотря на свой основной недостаток: крайне низкую энергоэффективность. Говоря проще: жрут электричества много, света дают мало, но он очень качественный.

    В нашем магазине представлены самые распространённые автомобильные лампы. Мы специально выбрали недорогие, но при этом качественные лампы.

    Часть 2. Газоразрядные лампы (ксенон) - в процессе написания

    Часть 3. Светодиодные фары и лампы (LED) - в процессе написания


    06 авг 2020

    Написать сообщение

    Пожалуйста, оцените по 5 бальной шкале