Реле дневных ходовых огней РХО-23 (дальний свет в полнакала)

Современные фары, особенно линзованные, в режиме ближнего света имеют чёткую светотеневую границу и довольно плохо обозначают движущееся транспортное средство днём, особенно в солнечную погоду. По яркости издалека они воспринимаются чуть ярче, чем включенные стояночные (габаритные) огни. Для ходовых же огней Техрегламентом определена яркость в 400-600лм.

К тому же постоянно горящие габариты сзади автомобиля маскируют стоп-сигнал. Ситуация, когда на впереди едущем авто ничего не горит, и вдруг резко загорается стоп-сигнал, всегда воспринимается более однозначно как экстренное торможение, нежели когда там уже светятся габариты, а потом у них просто увеличивается яркость.

Время реакции человека - примерно 0.3сек, и пока сзади едущий водитель сообразит, что это именно экстренное торможение, может быть уже слишком поздно. Конечно, речь идёт о долях секунд, но при средних городских сокростях это могут быть те драгоценные сантиметры между вашим бампером и бампером едущего за вами авто.

На некоторых машинах, например, Mazda CX-7 постоянно горящие задние габариты приводят к прогоранию красного колпачка внутри плафона, копоть от которого покрывает фонарь изнутри, сильно портя его внешний вид.

Большинство автомобилей при включении габаритов уменьшают яркость приборной панели, и приходится каждый раз её регулировать при наступлении темноты. Со временем необходимость таких манипуляций начинает порядком раздражать. К тому же при включенном ближнем свете при омывании лобового стекла начинает срабатывать и омыватель фар, который довольно прожорлив до незамерзайки.

Качественные светодиодные дневные ходовые огни (Osram, Nolden, Hella) стоят довольно дорого - от 12000р без установки. К тому же на многих автомобилях довольно сложно их установить без нарушения внешнего вида и с соблюдением требований Техрегламента (ходовые огни могут отстоять от края авто максимум на 400мм, так что забудьте про решётку радиатора - издалека машина с такими ДХО по габаритам напоминает скорее квадроцикл, чем полноценный автомобиль). В большинстве случаев такая установка может вызвать вопросы у сотрудников ГИБДД.

Есть красивое и недорогое решение, часто встречающееся на американских автомобилях: дальний свет в половину яркости, зажигающийся автоматически при включении зажигания.


Секция дальнего света - самый высоко расположенный световой прибор, в отличие от тех же противотуманок. Это значит, что встречный водитель гораздо раньше заметит ваш автомобиль на рельефе местности, чем когда ходовые огни установлены в нижней части бампера.

На некоторых автомобилях BMW, Skoda можно через диагностический комплекс включить подобную функцию. Для остальных же придётся устанавливать специальное реле.

Долгое время для этих целей мы использовали реле РХО-22, однако со временем пришли к выводу, что оно просто ужасно - что в старой версии, что новой. Его просто некуда приткнуть в переполненном моторном отсеке, к тому же его исполнение вообще не предполагает наружней установки, а тянуть ради этого провода в салон - вообще верх неэффективности.

старая версия РХО-22, размеры 50х50х24мм версия 5, продающаяся по сей день. Размеры 75х75х19мм

Даже дешевые китайские ксеноновые блоки внутри залиты специальным силиконовым герметиком, здесь ничего подобного нет, хуже того: плата даже не покрыта лаком, клеммник не из автомобильной тематики, и как вишенка на торте - обычная кнопка для программирования. Эта конструкция вообще не предназначена для установки в моторном отсеке - зимой от противогололёдных реагентов сгнивает клеммник и вся пайка внутри реле, а кнопка начинает глючить, самопроизвольно переключая режимы.

На самом деле всевозможных контроллеров ДХО на просторах интернета можно встретить немало: пожалуй, только ленивый электронщик не отметился в этой теме :)

Однако у каждой такой конструкции есть существенные недостатки, и ничего вразумительного на рынке мы так и не нашли, поэтому пришлось сделать такое реле самостоятельно.

Казалось бы: чего сложного в реле ходовых огней? ШИМ (широтно-импульсная модуляция) известна давно, горстка радиодеталей набирается на пару сотен рублей. Однако тот, кто не ставил такие реле на потоке изобретёт очередной неудобный "велосипед"

К примеру, на многих автомобилях Toyota, Mazda применяется довольно странная схема включения дальнего света: один из контактов лампы дальнего света подключен к плюсу ближнего, а второй вообще висит в воздухе. При включении ближнего на лампе дальнего также появляется плюс. Без пляски с бубном к такой проводке подключиться не получится. Наш предшественник со своим РХО-22 вообще предлагает для развязки устанавливать дополнительное электромагнитное реле. И это при том, что само РХО-22 является не чем иным, как твердотельным реле! На практике это приводит к дополнительным временным затратам, появлению под капотом новых соплей из проводов и удорожанию установки.

К тому же в РХО-22 присутствует куча ненужных функций, например, активация ходовых огней по напряжению питания. От этой фигни мы отказались сразу: на многих автомобилях сейчас стоят датчики тока на минусовой клемме, и напряжение в сети гуляет в зависимости от режимов движения (например, выключается зарядка при резком старте) - соответственно, реле с таким алгоритмом работы будет периодически выключать ходовые огни.

Ещё у него есть корпус :) Немного поразмыслив, было решено скопировать с РХО-22 силовую часть (к слову, схемотехника у нашего предшественника безупречна), заменив процессор с PIC на STM32 и основательно переработав алгоритм работы и конструктивное исполнение.

Вот таким получилось реле РХО-23:


Габариты печатной платы - всего 20х38х8мм, что позволяет после окончания монтажа загерметизировать её термоклеем, запаковать в термоусадочную трубку и притянуть к любому жгуту проводов в моторном отсеке кабельной стяжкой.

Что появилось нового, в сравнении с предшественником:

  • Два в одном: реле ходовых огней и реле дальнего света фар с плавным розжигом во всех режимах
  • Диапазон рабочих напряжений 10-32В. То есть можно без проблем ставить его на грузовые автомобили с бортовой сетью 24В
  • Два входа включения дальнего света на полную яркость (активный минус и активный плюс). РХО-23 умеет работать как развязывающее реле дальнего света. На некоторых автомобилях параллельное подключение РХО вызывает свечение контрольной лампы дальнего света на приборке, что раздражает большинство водителей. С РХО-23 эта проблема решается легко и изящно без дополнительных соплей.
  • Режим полного засыпания при отключенном зажигании. То есть при выключенном зажигании оно реально ничего не потребляет - вот прям 0 микроампер. И оно никогда не разрядит аккумулятор на длительной стоянке! Мы просто питаем микропроцессор от входа зажигания, а силовую часть - через предохранитель от плюса аккумулятора. Т.е. ни при каких обстоятельствах при выключенном зажигании оно "случайно" включиться не может.
  • Как и у нашего предшественника у нас предусмотрен режим деактивации ходовых огней - для этого нужно в течение двух секунд трижды моргнуть габаритами. Но в отличие от РХО-22 мы НЕ запоминаем это состояние, и при останове двигателя и последующем пуске ДХО снова включатся. Мы установили более двухсот комплектов РХО-22, и мне периодически звонят эти клиенты с жалобами, что "всё сломалось". А оказывается они просто деактивировали режим ДХО, и чтобы все "починить" нужно снова трижды моргнуть габаритами.
  • В РХО-23 нет никаких регулировок, с завода установлено оптимальная яркость 40%. Меньше - плохо видно издалека, больше - слепит даже днём.

Малые габариты платы позволяют расположить её непосредственно в монтажном блоке. Вот так изящно удалось его вмонтировать в блок электроники на Pajero4 - это такая серая коробочка размером с пару пачек сигарет, установленная внутри монтажного блока.

Назначение контактов (распиновка) РХО-23:


  • OUT плюсовой выход на лампы дальнего света. Вторые контакты ламп должны быть заземлены.
  • GND масса
  • IGN плюс зажигания. Удобно подпаяться к контактам какого нибудь реле внутри монтажной коробки, например, включения вентилятора охлаждения двигателя. Или внутри моторного отсека найти клапан адсорбера - на нём появляется плюс при включении зажигания, активируются все нагрузки блока управления двигателя по минусу.
  • HI-, HI+ вход включения дальнего света (Toyota Avensis, Ipsum, Gaia, Mazda CX-7, Subaru Legacy). Подключается к родной фишке, снятой с ламп дальнего света с соблюдением полярности. Во всех реле, продаваемых с января 2019г эти входы объединены по схеме "И", т.е. дальний свет на выходе реле включается только тогда, когда на входе HI+ присутствует напряжение питания, а вход HI- притянут к массе. *
  • TAIL подключается к плюсу габаритов. Это вход деактивации ходовых огней.
  • +12/24V через дополнительный предохранитель 10А этот вход подключается к плюсу аккумулятора. Удобнее всего не тянуть сопли непосредственно на аккумулятор, а подключиться к этому же проводу с другого конца внутри монтажной коробки. Там есть клемма с гайкой на 10, именно к ней присоединён аккумулятор.

* - На Subaru Legacy и некоторых других авто необходимо подключить (вместо одной из отключенных от штатной проводки ламп дальнего света) резистор на 330-470ом мощностью минимум на 0.5Вт для того, чтобы убрать паразитное свечение светодиода (контролька дальнего света) на приборной панели. Резистор зашунтирует светодиод, который без него из-за каких то наводок еле заметно светится, что вводит в заблуждение автовладельца, который инстинктивно пытается "выключить" дальний. Актуально только для светодиодных ламп на приборной панели.

Кстати, это реле - хорошая альтернатива частой замене двухнитевых ламп H15.


Обычно владельцы автомобилей с такими дневными ходовыми огнями (Skoda, Lada) с ужасом узнают, сколько стоит простая, казалось бы лампа. Но основной душевный дискомфорт доставляет осознание того, что приходится выбрасывать лампу при том, что основная нить у неё практически новая.

Установив реле РХО-23 можно на много лет забыть про замену дорогостоящих ламп H15.





Приглашаем к сотрудничеству установочные центры


04 окт 2017

Сергей 26 мая 2020 Автомобиль: Honda Pilot 2, 2014 года.

Дмитрий, добрый день.
У меня управление дальним светом идет через MICU в блоке предохранителей, то есть отдельно реле дальнего света отсутствует. Включение идет через положительный провод на отдельный контур левой и правой стороны (они уже защищены предохранителями. Вопрос, можно установить ваше реле ДХО рядом с основным блоком предохранителей под торпедой?
И еще один вопрос касательно горящего индикатора дальнего света, резистор, про который вы писали идет в комплекте?
Если установка на мой автомобиль возможно, готов приобрести у Вас ваше устройство. Нахожусь в Москве, предпочитаю как и вы транспортную службу СДЭК.
Жду ответа и заранее благодарю.
С уважением Сергей.

Дмитрий К.

Что за резистор? Я ставил на Пилота РХО-23, ставится действительно под торпедой. Цепляется всё к предохранителям с отводом, бывают такие в продаже (не у нас).

Максим 07 апреля 2020 Автомобиль: Subaru Outback

Как реализовать отключение ДХО по сигналу от габаритных огней и ручного тормоза?

Дмитрий К.

Элементарно - через два диода, образующих схему ИЛИ. Т.е. их катоды объединяются и подключаются ко входу TAIL, анод одного - на плюс габаритов, анод второго - на плюс, который должен появляться при положении P селектора АКПП или при поднятии ручника. Инвертор полярности реализуется на микрореле или на транзисторе. Я эту хрень принципиально не делал, т.к. тянуть провода из салона в моторный отсек - то ещё "удовольствие". РХО-23 расчитано на установку в моторном отсеке без соплей до салона. В нём есть режим принудительного отключения ДХО - нужно трижны моргнуть габаритами.

Николай 13 марта 2020 Автомобиль: KIA RIO 3 2013 г.выпуска

Здравствуйте. Возможна ли установка реле на Киа Рио 3 2013 г.выпуска у вас?. Если да, то как это организовать.
Спасибо.

Дмитрий К.

Да, без проблем. Стоит 5000р, звоните - записывайтесь.

Константин 11 марта 2020 Автомобиль: RAV4 30 кузов

Дмитрий добрый день. Такой вопрос у меня в ближнем стоят билед линза альфа5, шторка которой подключена к включению штатного дальнего света. Можно ли установить РХО-23 в таком варианте и какие могут возникнуть сложности?

Дмитрий К.

Вот как раз для таких случаев это реле и проектировалось. Штатные лампы дальнего света должны быть подключены к выходу РХО-23, а входы HI+ и HI- к соответствующим контактам штатной проводки, туда же должна быть подключена шторка альфы. Тогда работа ходовых огней никак не будет влиять на шторку соленоида и на лампу индикации дальнего света. А РХО-23 будет работать и как реле ходовых огней, и как реле дальнего света.

Илья 24 февраля 2020 Автомобиль: Nissan X-trail 2012 2.0 МТ

Здравствуйте. Есть вариант заказать сразу с установочным комплектом проводов и какая разница по цене?

Дмитрий К.

У вас управление по плюсу, проще будет реле в монтажной коробке моторного отсека поставить.

Дмитрий 04 февраля 2020 Автомобиль: toyota wish 2010

Здраствуйте! Подскажите а почттой России высылаете при полной оплате?

Дмитрий К.

Нет, ради такой мелочи я не собираюсь терять полдня на почте. Только СДЭКом

Владимир 03 января 2020 Автомобиль: Toyota - Passo 2005 г.в.

У меня как раз схема когда с переключателя света (-) активирует реле и он подает (+) на обе нити: ближнего и дальнего света, а минус с переключателя в зависимости от положения подается на нити ближнего или дальнего света. В моем случае OUT реле не подключается, а только задействуются HI- и HI+ ? Можно сбросить схемы подключения с разными вариантами. А то у меня есть еще Toyota-Duet эл. схему которой я пока найти не могу.

Дмитрий К.

OUT - это выход реле, если его не подключить, вообще нихрена работать не будет! Придётся переставить контакты на фишке лампы - общий провод лампы нужно посадить на массу, а + подать на нить ближнего. минус от дальнего завести на Hi-, на Hi+ подать сигнал с плюса ближнего. OUT подключить к нитке дальнего. Тогда РХО-23 будет работать как реле дальнего света - он будет включаться только тогда, когда на Hi+ подаётся плюс, а на Hi- замкнут на массу штатным переключателем света.

Дмитрий 10 ноября 2019 Автомобиль: subaru outback

Добрый день, покупал реле РХО 23 в комплекте с проводкой, все отлично поставилось, работало вот пол года как часы и тут на тебе....начались морозы и стал замечать что дхо не всегда включаются. После прогрева машины и нескольких запусков , видать после прогрева подкапотки, все начинает работать. Что можно посмотреть своими силами? Может ли температура влиять или это просто совпадение. Кстати если дхо не сработали, дальний соответственно тоже не работает...Повторный запуск, моргание дальним, включение выключение габаритов на запуск схемы не влияет, только после хорошего прогрева машины.

Дмитрий К.

Проверяйте цепь IGN - возможно вы взяли питание реле откуда то из цепи, которая запитана только на прогретой машине.

Максим 20 августа 2019 Автомобиль:

Я правильно понимаю, что "плавный розжиг" дальнего не позволит "моргуть" дальним? Это будет лишь постепенное увеличение мощности лампы?

Дмитрий К.

Там плавность обеспечивается в течение примерно 200мс, так что моргать можно! На глаз почти незаметно.

Владислав 18 августа 2019 Автомобиль: Suzuki Grand Escudo 2004

Добрый день! А если я использую автозапуск, реле включит дхо даже при стоянке авто? Можно как то подключить реле, чтобы дхо начинали работать при движении? Машина с акпп, ручник не использую.

Дмитрий К.

Тогда вам нужно завести сигнал с активным плюсом от положения селектора АКПП Park на вход TAIL (запрещающий вход). Сделать это проще всего через два диода (схема ИЛИ). Таким образом, режим ДХО у вас будет принудительно выключен при двух ситуациях: когда включены габариты и когда селектор АКПП в положении паркинг. Диоды нужны для того, чтобы эти два сигнала не влияли друг на друга.

Как правило, "лягушка" АКПП замыкает контакты на землю. У неё шестиконтактный разъём, один - масса, и пять положений. Дальше эта проводка идёт на приборку. Нужный провод можно найти прямо в моторном отсеке, но он не той полярности. Т.е. вам будет нужно соорудить ещё и инвертор полярности. Проще всего это сделать на переключающем реле Omron - оно размером с ноготь и довольно надёжное.

Имейте ввиду, что все соединения нужно пропаять свинцовым припоем с сурьмой, обязательно залить термоклеем и заизолировать термоусадкой.

Написать сообщение

Пожалуйста, оцените по 5 бальной шкале